Oтзывы и предложения для Культурный центр ЗИЛ

Опера Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие»

6+

9 Мая, Воскресенье
Начало: 18:00
Место: большой зал
бесплатно, необходима регистрация

Опера Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие»

Оперная студия Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке представляет:

Опера в двух частях «Зори здесь тихие» по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Либретто К. Молчанова. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – заслуженный артист России Игорь Громов.

Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы К. Молчанова. Одаренный оперный композитор и драматург, Молчанов замечательно ощущает специфику музыкального театра, но при этом, не изменяя песенной природе своего дара, широко пользуется приемами сопредельных искусств. Он прибегает к кинематографическим «наплывам», к перебивающим линейное повествование кадрам из прошлого своих героинь, кадрам-воспоминаниям, к монтажной драматургии. Столь же своеобразен и музыкальный язык оперы, уснащенный цитатами, – тут и «бытовая» песня, и эстрада, и музыка барокко. Композитор «портретирует» героинь оперы сообразно их характеру и пользуясь близким им музыкальным «словарем».

К примеру, Лиза Бричкина, крестьянская девушка, обрисована протяжной песней и частушкой, а Соня Гурвич, влюбленная в поэзию Блока, – интонациями русского романса и мелодией Генделя. Женя Комелькова предстает поначалу в нехитром вальсе, словно перенесенном с городской танцплощадки; она же с гитарой в руках на глазах зрителей «слагает» простую куплетную песню на ставшие легендарными стихи Константина Симонова «Жди меня» – обобщенный образ женской верности, оберегающей солдата. Рита Осянина, вспоминая с болью оставленного дома маленького сына, поет трогательную «Колыбельную» Дунаевского из «Цирка». К своему командиру старшине Васкову девушки поначалу относятся с немалой иронией. Он охарактеризован маршем на приписываемые чуть ли не А.В. Суворову слова: «О, воин, службою живущий!» Старшина по-отечески опекает девушек, сочувствуя им, переживая их трагическую гибель…

Оркестр выразительно передает атмосферу действия, подогревает эмоциональную «температуру» оперы. «Трубный» лейтмотив, открывающий спектакль, переходящий в обращение Риты Осяниной «Нас не надо жалеть!» (на стихи поэта-фронтовика Семена Гудзенко), на протяжении всей оперы звучит как слово от автора.

Регистрация