Ирина и Сергей Афутины: «Дети должны понимать, что они танцуют»
Ансамбль «Карнавал» вспоминают всегда, когда заходит речь о Культурном центре ЗИЛ. Чем живет самый популярный эстрадный коллектив культурного центра, накануне двухдневного блока концертов «Праздник танца» 26 и 27 апреля 2017 года рассказывают основатели «Карнавала» Ирина и Сергей Афутины.
Ансамбль «Карнавал» существует уже без малого четверть века и многие годы является визитной карточкой Культурного центра ЗИЛ. Что Вы как руководители коллектива делаете для этого?
Ирина: Более двухсот детей занимаются в «Карнавале» по долговременным программам. Мы берем детей от трех лет, и каждый год происходит набор в 12 возрастных групп. Программа такая интересная, что дети задерживаются в коллективе на 10-15 лет. Через два-три года ребята сдруживаются настолько, что начинают проводить уже и свободное от занятий время вместе.
Секрет нашего успеха не только в очень внимательном отношении к каждому ребёнку, но и в разнообразии. Эстрадный танец предполагает самые разные танцевальные направления. Детям интересно всё! Но прежде чем осваивать это «всё», ребенку надо сначала правильно сформировать осанку, а потом давать широкие знания: учить двигаться ребят под самые разные ритмы. В зависимости от возраста мы предлагаем разные танцевальные направления. Дети маленькие – у них веселые заводные танцы. Взрослеют – более серьезные. На выходе, к молодёжному возрасту, наши воспитанники танцуют всё – от вальса до хип-хопа. Дети подхватывают все творческие предложения с удовольствием и большим энтузиазмом.
Родителям очень нравится, что их любимые дети с успехом используют полученные знания и умения в своей повседневной жизни: танцуют у себя в детских садах (уже!), классах, школах, участвуют в различных творческих конкурсах, свободно чувствуют себя на танцевальных вечерах и дискотеках. Детский, подростковый, молодежный социальный клубный танец нужен много где. Мы следим за музыкальной и танцевальной модой, быстро разучиваем новинки, порой даже специально спрашиваем у детей, чтобы они хотели бы разучить. Наша общая задача — выучить новый танец достойно, эстетично, стильно.
Все ваши студийцы хотят на сцену?
На сцену в итоге хотят все, а вот конкурсами, например, мы не занимаемся. Для нас главное – не награды и кубки, а желание ребенка и возможность танцевать всем. Даже способности на втором плане. Конкурсы - это другой отбор, другая история. Мы сами вышли из конкурсного бального танца, переработали свой опыт и решили уйти от конкурсов, больше разнообразить хореографию. Взять от танца главное – радость, удовлетворение и «кайф» от исполнения того или иного танца на сцене, потому что только аплодисменты благодарных зрителей по-настоящему заряжают всех: и детей, и родителей и являются огромным стимулом для продолжения занятий в ансамбле.
Сначала родители приходят: «Ну, нам на сцену не надо…», а потом всем надо! Даже самые крошки, три-четыре года, сначала всего боятся, но, как только первый раз выходят на репетиции на сцену, а потом участвуют в концерте, говорят родителям, что теперь они хотят заниматься только на сцене! Красота, праздник, зрители – это вдохновение понятно любому возрасту, это поглощает. При этом все наши ребята знают, что к выступлению на концертной сцене надо относится ответственно и очень много и серьёзно трудиться.
В течение учебного сезона наш коллектив даёт три сольных концерта «Праздник танца», в котором участвуют все наши воспитанники без исключения. «Праздник танца» — это увлекательное танцевальное шоу для всей семьи, это в буквальном смысле получается карнавал танцевальных стилей и ритмов, в котором участвуют все, и зрители, и танцоры.
С большим удовольствием ребята выступают на фестивалях, танцуют на центральных концертных площадках, участвуют в различных творческих проектах, выполняя любые задачи, поставленные режиссёрами.
У вас в коллективе 65 бюджетных мест. Это есть не у всех коллективов.
Да, у нас есть бюджетные места. В первую очередь это связано с тем, что ансамбль «Карнавал» уже много лет является Народным (образцовым) коллективом. Это звание дается за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство и подтверждается коллективом каждый год. Благодаря этому педагоги получают бюджетные ставки и, соответственно, имеют возможность (согласно Положению о клубном формировании Культурного центра ЗИЛ) предоставлять бюджетные места участникам коллектива.
В каких мероприятиях ваши дети любят участвовать?
Одно из излюбленных – праздники новогодней ёлки в Государственном Кремлёвском Дворце. «Карнавал» участвует в них уже 15 лет. Процесс этот ко взаимному удовольствию всех сторон отлажен и продуман. В каждом представлении участвует порядка 50 наших воспитанников. Для них установлен гибкий график, кому-то удобно до Нового года, кому-то после, все «работают» минимум через день, чтобы восстановиться, потому что в день по три представления. Дело это абсолютно добровольное, но дети рвутся участвовать в ёлках. Со всеми учим партии заранее – работа проходит по сценарию кремлёвской ёлки, каждый раз новой. В ГКД дети общаются, играют, их кормят два раза в день, ребята обязательно гуляют, каждый ребёнок получает новогодний кремлёвский подарок. Для многих это настоящий стимул продолжать занятия. Родители с удовольствием называют это время зимним новогодним лагерем.
Ирина, Сергей, почему «Карнавал»?
Карнавал – это владение самыми разными техниками танца и вкус к импровизации. Наши дети хотят и владеют самым разным материалом, и карнавал – в той легкости, с какой они жонглируют своими знаниями! Эстрада, в свою очередь, подразумевает бесконечный микс жанров. Если у ребенка есть данные, мы обязательно поддерживаем и развиваем их, предлагая попробовать исполнить танцевально-трюковые элементы, эффектно выглядящие на сцене. Некоторые выполняют спортивные трюки в танцевальных номерах – работают со скакалкой, выполняют «колеса», «подсечки», «склёпки». Сергей специально занимается с мальчиками и девочками танцевальными трюками, объясняя им технику их исполнения. Это нравится и ребятам, и зрителям на концертах.
У танцевальных коллективов бывает так, что программу танцуют десятилетиями, номера по наследству переходят новым участникам. У нас этого нет. Мы всё время обновляем репертуар и учим новые танцы. Нам могут заказать танцевальное сопровождение к песне, и мы за два-три занятия готовим новый номер на три-четыре минуты, используя танцевальный материал, которым уже владеют ребята. Дети готовы импровизировать и включаться в любую задачу режиссера. У них есть мы, педагоги, поэтому работа с посторонними их не пугает, а вдохновляет. Наши подопечные не задаются вопросом, где и на каком покрытии выступать, они готовы к танцам на мраморе, дереве, линолеуме, асфальте. Они умеют танцевать на всем и имеют для всего соответствующую обувь. Только поставьте задачу! Наши ребята выступали с классическим балетом, в том числе в вечерах Анастасии Волочковой, с итальянскими вокалистами, с народными и современными музыкальными коллективами, именно потому, что они имеют представление о разных техниках.
Мы убеждены, что учебный материал должен строго соотноситься с возрастом. В пять лет рано разучивать вальс. В девять еще не понятно танго. Дети должны понимать, ЧТО они танцуют. Мы хотим развивать наших студийцев полноценно и дать им общую танцевальную подготовку. Мы не даем специализацию, но даем универсализм, спектр знаний и возможностей. А дальше они сами могут определиться, какое танцевальное направление их привлекает больше. Главное, что у них уже сформирована культура тела, поведения, любовь к танцу и своё утончённое восприятие искусства.
Беседовала Екатерина Васенина